?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все мы по-разному вопринимаем окружающий мир. Кто-то любит выискивать причинно-следственные связи, пытаясь выстроить стройную систему с помощью логики и анализа. Кто-то живёт чувствами и ощущениями, воспринимая мир открытым сердцем. А по большому счёту - все мы вечно мечемся между умом и сердцем, кого слушать, за кем следовать.

Под эти противоречия можно подвести сложную теоретическую базу, которую выстроила наука психология, долго рассуждать о сознании и бессознательном. Но мне очень понравилось образное сравнение рационального и мистического восприятия действительности, сделанное Дайзетцу Судзуки в своих "Лекциях о дзен-буддизме". Сравнивая Восток и Запад, он показывает разность мышления и мировосприятия.

А вообще интересующимся рекомендую прочитать полностью Материалы конференции психоанализа медицинской школы Автономного национального университета г. Мехико "Дзен-буддизм и психоанализ" , изложенные Э. Фроммом, Д. Судзуки, Р. де Мартино. В сети она есть в открытом доступе.

Цитата достаточно объемная, но думаю- вам будет интересно. Не поленитесь дочитать до конца изложенный отрывок.

Многие видные мыслители Запада, каждый со своей точки зрения, подходили к изъеденной временем теме «Восток и Запад», но, насколько мне известно, было сравнительно немного писателей с Дальнего Востока, считавших свои воззрения именно восточными. Этот факт побудил меня к выбору данной темы, предваряющей все дальнейшее.

Басе (1644— 1694), великий японский поэт XVII века, сочинил однажды стихотворение из семнадцати слогов, известное как хайку, или хокку.

Yoku mireba
Nazuna hana saku
Kakine kana.


В переводе оно звучит примерно так:

Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем


Возможно, Басе шел по проселочной дороге, когда заметил нечто малоприметное у изгороди. Он подошел поближе, всмотрелся и обнаружил дикое растение, довольно заурядное и обычно не замечаемое прохожими. Этот простой факт и описан в стихотворении, которое лишено какого-либо особого поэтического чувства, быть может, за исключением последних двух слогов, по-японски kana. Эта частица, связываемая обычно с существительным, прилагательным или глаголом, означает чувство восхищения или похвалу, печаль или радость. Иногда ее вполне уместно переводить знаком восклицания. В данной хайку весь стих заканчивается этим знаком.

Чувство, проходящее сквозь эти семнадцать, вернее, даже пятнадцать слогов с восклицательным знаком в конце, трудно передать тем, кто не знаком с японским языком. Постараюсь объяснить, насколько смогу. Сам поэт мог бы не согласиться с моей интерпретацией, но это не так уж важно, если есть хоть кто-нибудь, понимающий эти строки так же, как и я.

Прежде всего, Басе, как и большинство японских поэтов, был поэтом природы. Он так любит природу, что чувствует свое единство с нею, ощущает каждый удар пульса в жилах природы. Большинство людей Запада могут выделить себя из природы. Они полагают, что у человека и природы нет ничего общего, кроме некоторых аспектов, связанных с желанием, что природа существует только для использования ее человеком. Людям Востока природа очень близка. Это чувство природы пробудилось, когда Басе обнаружил неприметный цветок, распустившийся у старой, полуразрушенной изгороди возле отдаленной сельской дороги и цветущий так невинно, так непритязательно — совсем не желая, чтобы его кто-нибудь заметил. И все же, если посмотреть на него, — как он нежен, как полон божественной славы и величия — славнее Соломона! Уже его скромная, неброская красота вызывает искреннее восхищение. В каждом лепестке поэт может прочесть глубочайшее таинство жизни или бытия. Сам Басе мог этого не осознавать, но я уверен, что сердце его в то время волновали чувства, родственные тем, которые христиане могли бы назвать божественной любовью, достигающей последних глубин космической жизни.

Горная цепь Гималаев способна вызвать у нас чувство возвышенного трепета; волны Тихого океана могут внушать ощущение чего-то вечного. Но поэтически, мистически или религиозно открытый ум в каждой былинке, как и Басе, ощущает нечто трансцендентное, выходящее за пределы всякой корысти. Это базисные человеческие чувства, поднимающие нас в царство Совершенной Земли. Речь тут идет не о величии. В этом отношении японский поэт обладал специфическим даром — находить великое в малом, трансцендировать все количественные измерения.

Таков Восток. Посмотрим теперь, что может предложить в сходной ситуации Запад. Я выберу Теннисона. Быть может, он не является типичным западным поэтом, коего следовало бы избрать для сравнения с поэтом дальневосточным. Но приводимое здесь стихотворение в чем-то очень близко стихотворению Басе: Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин древних извлекаю, Ты предо мною весь — вот корень, стебелек здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял, Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок, Тогда я Бога суть и человека суть познал бы, Я хотел бы отметить в этих строках два момента.

1. Теннисон срывает цветок, держит его в руке «вместе с корнями», смотрит на него, наверное, внимательно. Возможно, у него возникло некое чувство, родственное чувству Басе, когда тот обнаружил цветок «пастушьей сумки» возле дорожной ограды. Но между поэтами есть различие — Басе не срывает цветка. Он просто на него смотрит и погружается в размышления. Он что-то чувствует, но все, что ему хочется сказать, он выражает знаком восклицания. У него нет слов, чувство слишком переполняет его, оно глубоко и он не желает его концептуализировать.

Теннисон активен и аналитичен. Сначала он срывает цветок, забирает его с места, где тот растет. Он отделяет его от почвы, которой тот принадлежит. В отличие от восточного поэта, он не оставляет цветка, он должен его вырвать, унести «вместе с корнями» от потрескавшейся стены — иначе говоря, растение обречено на гибель. Его судьба явно не интересует Теннисона, которому нужно удовлетворить свое любопытство. Уподобившись некоторым медикам, он должен осуществить вивисекцию цветка. Басе даже не прикасается к «пастушьей сумке», он просто смотрит, «заботливо» наблюдает — и это все, что он делает. Он совсем не активен, и это контрастирует с динамизмом Теннисона.

Я специально останавливаюсь на данном моменте, и у меня еще будет повод к нему вернуться. Восток молчалив, Запад велеречив. Но молчание Востока не означает немоты и бессловесности. Молчание нередко столь же красноречиво, как и многословие. Запад многословен, более того, он делает слово плотью и отводит этой телесности зачастую слишком заметное, даже слишком выдающееся, слишком роскошное место в искусстве и в религии.

2. Каково следующее действие Теннисона? Глядя на сорванный цветок, который, вероятно, уже начинает вянуть, он задается вопросом: «Понимаю ли я тебя?» Басе совсем не пытлив. Он ощущает тайну, открывающуюся в скромном цветке «пастушьей сумки», — таинство, уходящее в глубокий источник всего сущего. Он заражается этим чувством и выражает его неслышным, непроизнесенным восклицанием.

Теннисон, напротив, продолжает интеллектуальные размышления: «Если. бы [я подчеркиваю это «если бы» — Д. С] я мог тебя понять, то понял бы Бога и человека». Характерным для Запада является здесь призыв к пониманию. Басе принимает, Теннисон сопротивляется. Индивидуальность Теннисона — нечто внешнее по отношению к цветку, «Богу и человеку». Теннисон не отождествляет себя ни с Богом, ни с природой. Он всегда на расстоянии. Его понимание — это то, что сегодня называется «объективным научным пониманием». Басе целиком «субъективен» (не лучшее слово, поскольку субъект всегда противостоит объекту. «Субъект» для меня — это то, что я называю «абсолютной субъективностью»). Басе держится этой «абсолютной субъективности», в которой он видит цветок, а цветок видит Басе. Это не эмпатия, не симпатия и не идентификация.

Басе говорит: «Внимательно всмотрись!» (пояпонски «Yoku mireba»), Слово «внимательно» предполагает, что Басе не является более сторонним наблюдателем. Сам цветок осознает себя, молчаливо и красноречиво себя выражает. Это молчаливое красноречие или красноречивое молчание цветка человеческим эхом отражается в семнадцати слогах Басе. Вся глубина чувства, вся тайна выразительности или даже философия «абсолютной субъективности» постижимы только для того, кто испытал нечто подобное.

У Теннисона, насколько я могу судить, прежде всего нет глубины чувства. У него все сводится к интеллекту, это типично западная ментальность. Он является адвокатом учения о Логосе. Он должен что-то говорить, должен отвлекаться от своего конкретного опыта или интеллектуализировать его. Он должен переходить от чувства к интеллекту, подчинятъ жизнь и чувство серии аналитических операций, чтобы удовлетворить западный дух пытливости.

Я избрал этих двух поэтов, Басе и Теннисона, чтобы показать два характерных подхода к реальности. Басе принадлежит Востоку, Теннисон — Западу. Сравнивая их, мы обнаруживаем, что каждый выражает свою традицию. В соответствии со своей традицией западный ум аналитичен, проницателен, дифференциален, индуктивен, индивидуалистичен, интеллектуален, объективен, научен, концептуален, схематичен, безличен; он является обобщающим, законническим, организующим, стремящимся к власти, самоутверждающимся, склонным навязывать свою волю другим и т.д. В противоположность ему восточный ум можно охарактеризовать как синтетический, интегрирующий, непроницательный, дедуктивный, несистематический, догматический, интуитивный (скорее даже аффективный), недискурсивный, субъективный, духовно-индивидуалистический и социально-групповой и т.д.

Оригинал записи находится на сайте Магия Шувани

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
shuwany
Sep. 2nd, 2012 06:55 pm (UTC)
да, действительно)))
for_mich
Sep. 2nd, 2012 06:08 am (UTC)
Замечательно. Очень понравилось.
shuwany
Sep. 2nd, 2012 06:56 pm (UTC)
это отлично!
anna_gaikalova
Sep. 2nd, 2012 06:56 am (UTC)
Очень глубоко и интересно...
shuwany
Sep. 2nd, 2012 06:57 pm (UTC)
дзен сам по себе интересен, а когда он вкупе с психологией)))
особенно)
anna_gaikalova
Sep. 2nd, 2012 07:02 pm (UTC)
согласна)
valentinna
Sep. 2nd, 2012 08:26 am (UTC)
Очень интересно!
shuwany
Sep. 2nd, 2012 06:58 pm (UTC)
Судзуки вообще пишет интересно, да и говорит тоже
не зря он считается одним из миссионеров дзен на западе)
kamini_k
Sep. 2nd, 2012 09:21 am (UTC)
сделала перепост, утащила к себе.
спасибо, очень хорошо ))
shuwany
Sep. 2nd, 2012 06:58 pm (UTC)
рада, что понравилось)))
natallii
Sep. 2nd, 2012 09:53 am (UTC)
Все бы им сравнивать))))
shuwany
Sep. 2nd, 2012 06:55 pm (UTC)
так конференция, исследования способов мышления, на то они и психологи)
natallii
Sep. 3rd, 2012 07:38 am (UTC)
ох уж эти психологи))))
Мне тут давеча тоже намекнули на мой слишком европейский тип мышления, с намеком на то.что, мол,азиатский , он лучше. Полный бред))))
shuwany
Sep. 3rd, 2012 08:21 am (UTC)
так у меня нет речи о том, что лучше что хуже)
и то и другое имеет место быть
мне очень нравится как говорит Ошо о сравнении

Сравнение несет превосходство и уничижение. Когда вы не сравниваете, все превосходства и уничижения исчезают. Тогда вы есть, вы просто существуете. Маленький кустик или большое высокое дерево — не имеет значения. Вы — это вы. Вы нужны. Травинка так же нужна, как и величайшая звезда. Без травинки Бог будет меньше, чем он есть. Песня кукушки так же нужна, как любой Будда; мир будет меньше, он будет беднее, если эта кукушка исчезнет. Только оглянитесь! Все необходимо; все что есть, сочетается друг с другом. Это органическое единство: никто не выше, никто не ниже, никто не возвышен и никто не унижен. Все уникальны без всякого сравнения.
natallii
Sep. 3rd, 2012 09:21 am (UTC)
как хорошо))))
the_bestova
Sep. 2nd, 2012 01:54 pm (UTC)
К сожалению, сейчас нет времени у людей рассматривать не то что растения, но и себя самих(((
Восток удивителен - медиативный и рациональный одновременно.
shuwany
Sep. 2nd, 2012 06:54 pm (UTC)
дело не во времени, а в способе вИдения)
у меня тоже времени катастрофически не хватает, но ощущать мир всей своей сутью мне это не мешает)
the_bestova
Sep. 3rd, 2012 05:46 am (UTC)
Ну, если брать вцелом, я с тобой согласна))
( 18 comments — Leave a comment )






Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)

Тэги

Powered by LiveJournal.com